| ella |
Monsters don't sleep under your bed. They sleep inside your head.
«Зверь. Где-то там Зверь. Темный сверчок нашего неизбежного забвения, поющий реквием по нам…»

Вирт, По ту сторону садовой изгороди.


«Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate»
(надпись над вратами Ада)


Данте, Божественная комедия




Прекрасный жуткий мультфильм. В нем столько пасхалок, что Пасхальный Кролик умер бы от радости. Они притаились под каждым кустом лесу, лукаво ухмыляясь, подмигивают из темных углов, играют с вами в прятки и с коварным хихиканьем проносятся за спиной. Нужно только суметь вовремя ухватить их за хвост и вытащить на свет божий.

Тут вам и готическая версия Алисы (странное место Unknown, со своими действующими правилами и уставами, темное и мрачное, в противовес яркому, буквально ослепляющему обилием красок Wonderland, чьи герои как будто только что сбежали из картин Тима Бёртона и Гильермо Дель Торо, не забыв прихватить по пути парочку персонажей Хаяо Миядзаки); и различные аллюзии на сказки братьев Гримм (дети, блуждающие по лесу, которые то и дело натыкаются на разномастных чудовищ и проходят бесчисленное множество квестов); и своеобразное переложение Божественной комедии Данте (два путешественника в лесу, кишащем чудовищами и призраками, над входом в который разве что не светится неоновыми огнями вывеска «Отринь надежду всяк сюда входящий» ; птичка по имени Беатрис, именно благодаря которой Вирт смог найти своего брата (Беатриче, возлюбленная героя из Комедии, которая выполняла функцию проводницы); паром, который подобно лодке Харона переправлял души с одного берега на другой в обмен на пару монет; испытания, лишь пройдя которые герои отчистятся и заслужат покой):

Отринь надежду, всяк сюда входящий
Здесь места нет и не было святым
Здесь только холод и огонь смердящий
И здесь не видно никогда светил.

Оставь любовь и веру у порога,
Поверь, им места нет среди снегов,
Ты здесь только по воле злого рока
И знай: тебя оставил бог.

Пред тем, как выйти, ты пройдешь
Все круги ада (ведь знаю: ты уже готов)
И если сможешь - тебя ждет награда:
Тебя избавят ото всех оков.

Но в рай ты не пойдешь и даже больше:
Святых ты проклянешь, тебя что обрекли,
И, если ты захочешь, этой ночью
Обратно в мир земной живым придешь.


и множество отсылок к Библии (Поттсфилд от англ. "Pottsfield" дос. "Поле Горшечника"), где мертвые обряжались в костюмы тыкв и водили хороводы, отмечая ежегодный harvest festival (праздник урожая), отсылает нас к Св. Евангелие от Матфея, глава 27, в которой говорится о кровавых деньгах (сребренниках), на которые было куплено поле горшечника, где хоронили странников:

«Когда Иуда, предатель, узнал, что Иисус приговорен к смерти, он раскаялся и вернул тридцать серебряных монет старшим священникам и старейшинам
со словами:
— Согрешил я, предал невинного.
— Что нам до того? — ответили они. — Это твое дело.
Иуда швырнул деньги в святилище, ушел и повесился.
Старшие священники, взяв деньги, сказали:
— Эти деньги нельзя класть в сокровищницу. На них кровь.
Посовещавшись, они решили купить на них поле горшечника, чтобы хоронить там чужеземцев.
Поэтому поле это стало называться Полем Крови и зовется так поныне.
Так исполнилось сказанное устами пророка Иеремии: «И взяли они тридцать сребреников, цену, которую дал за Него народ Израиля,
и отдали их за поле горшечника, как велел мне Господь».


Причем, тыква тоже имеет свою символику: у христиан она обозначает воскресение и паломничество, и является атрибутом Архангела Рафаила. Не спроста ведь похороненные на поле в Поттсфилде странники впоследствии оживали (по версии мультфильма). При желании в картине можно отыскать наглядно проиллюстрированные семь смертных грехов (гордыня, скупость, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, уныние).
Если и дальше продолжать эту цепочку, то однажды я даже явственно увидела аллюзию на мультфильм Всадник без головы (сцена в трактире, где жители в песенной форме рассказывают Вирту, подобно Икебоду о чудовище (призраке), обитающем в ночном лесу).



He lurks out there in the unknown
Seekin’ those who are far from home
Hoping never to let you return

Oooh, better beware!
Oooh, the beast is out there!
Oooh, better be wise!
And don’t believe his lies!

For once your will begins to spoil
He’ll turn you to a tree of oil
And use you in his lantern for to burn…


А уж эпизоды, которые последовали после нее уже даже не намекали, а прямым текстом передавали привет от Всадника: темный лес, погоня на лошади, и, наконец, огонь, брошенный в чудовище, который смог отпугнуть темные силы:





Еще одна параллель с фильмами - это ссылка на Лабиринт с Боуи, где героиня, устав от младшего братишки, теряет его и тот попадает в заколдованный лабиринт, прямиком в замок Короля Гоблинов (Грег, которого уводит в свой мир Чудовище).
В общем, количество подводных камней и всевозможных загадок в этом мультфильме не поддается исчислению. Эта картина - тщательно стилизованный и как следует взболтанный коктейль из векового наследия мировых культур. В его основе — огромное количество мифов, легенд, сказок и фольклора, подобные разветвленным корням вековых деревьев, которые глубоко и прочно уходят в самое далекое прошлое.

З.Ы. Что касается моего первого впечатления (до того, как я досмотрела последние титры и начала разматывать этот клубок, любезно подброшенный мне создателями), то я решила, что тот мир, по которому блуждали дети - это нечто вроде Чистилища, потому что мальчики попали туда, когда чуть не утонули, то есть были на грани смерти. И настроение здесь совсем другое, нежели в Алисе.Там был скорее яркий сон летним днем, навеянный сказочными книгами и собственной фантазией. А здесь, скорее, судорожное барахтанье в мутной ледяной воде, которая затекает тебе в ноздри и рот, слепит глаза и не дает сделать и глотка воздуха. Стоит только открыть рот, как эта мутная отвратительная жижа тут же забивает все дыхательные пути. Здесь показана именно что борьба за выживание. Битва с собственным Зверем. На эту мысль меня подтолкнул еще один ключик, запрятанный в финальных эпизодах: когда Вирт и Грег идут по кладбищу, то на одном из надгробий можно разглядеть имя богача, владельца чайной компании, с которым браться столкнулись, кажется, в пятом эпизоде. Что же получается? Все, кого братья встретили после того, как перелезли через изгородь на самом деле мертвы? Скорее всего, так и есть. На этот факт намекает даже само название мультфильма, которое является отсылкой к старинному английскому стиху, повествующему о детях, свалившихся за садовую изгородь и там и заблудившихся (погибших).
И, я, все же была настроена bad end. Конечно, счастливая концовка логически завершает странствия мальчиков и несет определенный оттенок морализаторства (мол, будь благородным, найди в себе силы справится с соблазнами и пройти испытания и будет тебе свет в конце туннеля). Но настроения в картине так сильно напоминало все те же сказки братьев Гримм и народные легенды (какие они были изначально, с кровищей, трупами и увечьями, а не те, вылизанные впоследствии до блеска, чтобы детишек после чтения таких bedtime stories не мучили кошмары) - сколько из них заканчивались на позитивной ноте? Их по пальцам одной руки можно пересчитать. Если бы Вирт в конце стал хранителя фонаря (внутри которого мерцает огонек души его младшего братишки), чье пламя подпитывается деревьями, в которые превратились такие же потерянные души, обреченный во веки веков на одинокое блуждание по темному, окутанному туманном лесу, это было бы так прекрасно, мрачно и непредсказуемо. И очень в духе древнего фольклора.






Но это во мне уже говорит врожденная замогильность. Не обращайте внимания xd Я рада, что у мальчиков (и вообще у всех) в итоге все закончилось более чем хорошо.


Подводя итог скажу, что этот мультфильм прочно обосновался на моей воображаемой полочке любимых кинолент, которые с удовольствием можно пересматривать время от времени и каждый раз с удивлением замечать все новые и новые детали. Такого рода картины очень приятно смотреть в пасмурный дождливый день поздней осени, когда ветер грустно завывает в вентиляции, голые ветки деревьев зловеще скребутся в окно, а ты сидишь перед светящимся экраном ноутбука, закутанный в стеганное одеяло словно в кокон, и греешь руки о горячую кружку какао или кофе с молоком.

бонус
в процессе блуждания по ютубу я наткнулась на совершенно замечательный микс: в этом клипе на кадры из мультфильма наложена песня ведьмы из еще одного фильма моего детства Фокус-Покус. С помощью этой песни колдунья зачаровывала детей и заманивала их в свою хижину, чтобы затем высосать из них жизнь. И так это идеально сделано, что хочется смотреть на повторе снова и снова: